Главная О насДоставка и оплатаКонтактыВопросы-ОтветыОтзывыЗакладки (0)

Пасхальная Агада. Путеводитель по празднику Песах

Отзывов: 0
Модель: 02051000
Наличие: Есть в наличии
Цена: $22.60
3 шт. или больше $21.47
5 шт. или больше $20.34
Купить
В закладки
В сравнение

Пасхальная Агада. Путеводитель по празднику Песах

Год издания: 2008
Cтраниц: 496
ISBN: 978 5 900309 49 1
Редактор: Горин, Б.
Язык: Русский, Иврит, Транслитерация
Обложка: твердая
Формат: 16x3x22

ОПИСАНИЕ

В серии "Библиотека еврейских текстов" вышел сборник молитв и комментариев к Торе – "Пасхальная агада", – связанный с празднованием Песаха. Издание "Пасхальной агады" приурочено к предстоящему празднованию Песаха.

Серия "Библиотека еврейских текстов" – просветительский проект, в рамках которого издаются переводы еврейских классических текстов. Задача серии – приоткрыть сокровищницу религиозной мысли для читателей, не владеющих "классическими" языками – еврейским и арамейским. Проект предусматривает выпуск порядка 50 томов в издательстве "Лехаим", в которые входят три группы текстов: литургические, первоисточники с комментариями и законы иудаизма. Подавляющее большинство этих текстов никогда не издавалось на русском языке.

Ранее в серии "БЕТ" уже увидели свет книги: "Молитвы раскаяния" и "Плачи Девятого Ава. Храм, который мы потеряли". Последняя книга включает "Кинот" и "Эйха" – стихотворный перевод элегий и плачей, читаемых в пост Девятого Ава, и обширную статью, объясняющий значение этого дня.

Новая книга, вышедшая в литургической части серии, помимо традиционной части, включившей в себя молитвы, благословения и повествование об Исходе евреев из Египта, сопровождается большим "путеводителем" по празднику Песах, написанным израильским журналистом, эмигрантом из СССР Давидом Шехтером. Давид Шехтер предлагает светскому читателю ознакомиться с материалом религиозного содержания в более понятной и доступной форме, добавив к традиционному повествованию множество интересных историй, шуток и примеров из жизни.

Представление религиозного содержания книги в знакомых светскому читателю категориях, находит свое отражение в обилии примеров с шутками и имитацией бытового восприятия ("маца – это такой большой пресный крекер-переросток").

Собственно агада занимает двести страниц. Она двуязычна, а, кроме того – содержит транслитерацию основных благословений, подробное руководство по проведению седера, комментарии касательно вариаций ритуала и истории его формирования. Красочные иллюстрации и репродукции старых гравюр, изображающие, как правильно сидеть, как держать бокал и т.п., призваны помочь читателю лучше понять ритуальную часть праздника.

СОДЕРЖАНИЕ

Путеводитель по празднику Песах
В каждом поколении
Два древних собрания и вечное переживание свободы
Агада и дети 
Помни день твоего ухода из Египта
Хронология Исхода 
Когда празднуют Песах
Изучение законов праздника   
Закон о красной корове
Месяц нисан
Обычаи месяца нисан  
Благословение на плодовые деревья
Великая суббота
Почему нельзя есть и хранить хамец
Что считается хамецем?   
Что делать с хамецем
Договор о продаже квасного (хамеца)
Подготовка кухни и посуды
Кошерование посуды для праздника Песах  
Поиск хамеца 
Уничтожение хамеца
Канун Песаха 
Канун Песаха, выпавший на субботу
Пост первенцев
Эрув тавшилин
Работы, запрещенные в праздник
Молитва о росе
Счет дней омера
Холь гa-моэд
Седьмой день Песаха
Пиркей Авот
Песах шени
Лаг ба-омер
Как организовать седер в своей общине
Принадлежности седера  
Зроа, бейца, марор, харосет, карпас, хазерет  
Дух Песаха 
Седер корбан Песах
Значение пасхального жертвоприношения
Пасхальная Агада
Зажигание свечей
Порядок проведения седера 
Кадеш  
Урхац 
Карпас 
Яхац
Магид  
Рохца 
Моци 
Маца  
Марор  
Корех 
Шульхан орех
Цафун  
Берах 
Галель, Нирца
Пасхальные песни

ФРАГМЕНТ ИЗ КНИГИ: 

Если говорить о том, что народ Израиля не коснулись беды во время казней египетских, следовало бы подытожить: мы празднуем Песах в честь того, что Всевышний не допустил никакой беды народу Израиля, когда выделял его из египетского окружения. Но нет, Агада говорит только о последней ночи, когда Он "...пропустил дома сынов Израиля в Египте... а наши дома спас". И даже больше того: поскольку речь идет о гибели первенцев, то ведь угроза была не всем, а только им. То есть праздновать Песах стоило бы именно первенцам, ну и их благодарным родителям1. Но мы считаем, что это событие коснулось всех.

На самом деле мы понимаем, что происшедшая той ночью казнь первенцев отличается от девяти остальных казней. В ней есть одна деталь, резко выделяющая ее из остальных: перед казнью первенцев была дана инструкция, как сынам Израиля избежать этого бедствия. Но если казнь первенцев не отличается от остальных казней, то ведь Всевышнему нетрудно было сохранить свет в еврейских домах, нетрудно было "отделить провинцию Гошен, чтобы не было в ней града". Зачем же Ему понадобилось, чтобы сыны Израиля провели эту ночь в пире вокруг жертвенного ягненка, да еще и помазав его кровью косяки и притолоку дверей? О пире и жертвоприношении мы поговорим немножко ниже, а вот само действие помазания дверей кровью, чтобы "отличить дома израильтян от домов египтян", заставляет задуматься. Мидраш, со свойственной ему любовью к зрительным образам, описывает смысл этого действия так: "Как повар, собирающийся забить некоторых овец, берет краску и отмечает, каких именно, так, если можно так выразиться, кровь находилась на дверях, отгоняя губителя, чтобы не тронул"1. То есть получается, что кровь была нужна Всевышнему, чтобы он не перепутал, кто где?! Странно это донельзя в предыдущих казнях обходились и без этого. Хотя есть в том некий глубинный смысл.

Для того, чтобы понять этот смысл, хотя он и не основной, стоит обратиться к другой библейской истории. Сдом, "чье зло вопило к Небесам", Всевышний приговорил к разрушению и гибели. Заступничество Аврагама привело к тому, что Всевышний дал обещание помиловать город, если в нем найдутся десять праведников. И вот ангелы в облике путников пришли в Сдом, чтобы выяснить, есть ли в нем десять праведников. Во всем городе оказался единственный человек, предложивший путникам стол и кров. Этим единственным праведником города оказался не коренной житель Сдома, а Лот, родственник Аврагама (см. Берешит, гл. 19). А надо сказать, что Сдом представлял собой нечто вроде района избранных, куда чужим входить можно было только по разрешению и только по делу. Узнав, что законы их фешенебельного города злостно нарушены, жители города попытались надругаться над гостями. Далее Тора рассказывает о том, как ангелы затащили Лота в дом и заперли двери за собой, "а людей, которые снаружи, поразили слепотой так, что те измучились, разыскивая вход".

Вся эта история вроде бы не имеет отношения к пасхальной жертве, если бы не комментарий Раши к ней: "Это был Песах". Очевидно, что Раши в наименьшей степени стремился уточнить, в какой сезон года происходили описываемые события, к самому рассказу об уничтожении Сдома эта информация ничего не прибавляет и ничего от него не убавляет. Но такой чуткий к тексту комментатор, как Раши, не может не заметить две детали. Во-первых, начинается рассказ о приеме ангелов в доме Лота с того, что Лот "устроил им пир и испек мацу. И они ели". Конечно же, мы не заподозрим Раши в том, что одного факта наличия мацы в доме Лота для него достаточно, дабы решить: речь идет о Песахе. Тут есть куда более важный момент: события рассказа разворачиваются на фоне дома, в котором сидит защищаемый ангелами человек со своей семьей, пирует и ест мацу, в это время ангелы поражают особо злонамеренных жителей Сдома. А вот это уже рассказ о последней казни египетской. Ведь в Египте события разворачиваются точно на таком же фоне: израильтяне сидят по домам, едят мацу с мясом пасхального ягненка, а вокруг них гибнет мир. Если добавить третью ассоциацию, а именно то, что в конце истории о Лоте его выводят из Сдома, подобно тому, как в конце пасхального пира Всевышний вывел евреев из Египта, то связь двух рассказов становится абсолютно очевидной. Так что Раши здесь указывает не столько временную, сколько смысловую связь: Песах это когда люди сидят у себя в домах, за запертыми дверями, спасаясь от гибели, которая поджидает снаружи.

Понятно, что если египетских первенцев уничтожали ангелы1, то такой знак обязателен, ведь "когда губителю дано право уничтожать, он не разбирается". А тем самым всем, независимо от степени праведности, следует предпринимать меры по защите от массовой беды, например, эпидемии, гибели первенцев и т. п. Так устроен мир.

В мидраше к словам "И будет та кровь для вас знамением..." (Шмот, 12:13) добавляется: "А разве есть польза от крови ангелу или Израилю?"2. Все мидраши, какие бы ответы они ни давали на вопрос "зачем?", подчеркивают не ответ, а вопрос, и возникает ощущение, что вопрос здесь куда важнее последующего ответа. Так мидраш ведет себя, когда пытается уклониться от длинных рассуждений или от глиптком пафосного ответа. Мидраш очень любит простые зрительные образы, он предпочитает простые, ясные всем ассоциации. Вот, например, совершенно изумительной глубины мидраш к тем самым событиям: "Как пастух засовывает руку в чрево скотины и вытаскивает оттуда теленка, так сделал Святой, благословен Он, когда выводил Израиль оттуда"3. Самая простая иллюстрация, в те времена всем понятная: как пастух помогает корове разрешиться от бремени, так Всевышний способствовал рождению народа Израиля из "чрева" Египта. Как обычно, высказывания наших мудрецов в мидраше имеют множество дополнительных смыслов. Р. Йегуда-Лива бен Бецалель из Праги, которого знают, в основном, как советника короля Рудольфа и по истории с Големом, искусственным человеком, созданным им для защиты пражской общины от кровавого навета, в еврейском народе больше известен как тонкий мыслитель, повлиявший на все течение еврейской мысли на несколько веков вперед. Р. Йегуда-Лива посвятил теме Песаха и Исхода целый трактат. И этот мидраш он не обошел, отметив следующее: теленок, пока он внутри коровы, рассматривается как часть той коровы, ничем не отличающейся от ее ноги, печенки и прочих частей и органов тела1. То есть народ Израиля в Египте был частью египетского сообщества, он ничем по сути от египтян не отличался. Только момент Исхода создал новый народ.

В пасхальной Агаде говорится: "И пройду Я по земле египетской5'Я, а не ангел. "И Я уничтожу всех первенцев в стране египетской" Я, а не сараф". Всевышний лично появился в Египте, чтобы вывести оттуда народ Израиля, чтобы принять роды, чтобы "взять народ из среды [другого] народа". Это может показаться странным, но личное появление Творца и дает ответ на все вопросы, связанные с той ночью. Раскрытие Всевышнего в нашем мире это великое событие, но чреватое многими последствиями. Если можно так выразиться, чрезмерное открытие Божественного света в нашем мире ведет к пережиганию нитей, связывающих душу с телом. Тому есть множество иллюстраций и подтверждений. Самым ярким здесь является описание протокола, по которому первосвященник может войти в Святая святых Храма "и не умрет". В тот самый день, когда Господь ближе всего к людям, тот самый человек, который в силу должности обязан приблизиться к самому святому месту на земле, должен действовать по крайне строгим правилам, чтобы пережить это событие. В Торе приведена история о том, как дети Агарона, нарушив протокол такого же по значению дня, погибли. Не в наказание, не за то, что были грешными, а просто в силу нарушения, если можно так выразиться, техники безопасности приближения к Всевышнему. Мидраш описывает их смерть оборотом "они полностью выгорели изнутри". Да и зачем так сложно? Непосредственно после Синайского откровения сыны Израиля подошли к Моше и сказали: "Мы умрем" ведь не может человек встретиться с Богом и остаться живым. В том-то все и дело, что над Египтом в ту ночь произошло открытие Божественного присутствия в полной мере и все приблизившиеся погибли от мощи сияния Творца.

Пасхальный обряд в виде жертвоприношения, в виде заповеди помазать косяки и притолоки дверей кровью жертвенного животного, были не знаком, что в этом доме сейчас сидят те, кого не надо трогать, а превращением домов в жертвенники. Нечто ироде косяка есть ведь и у большого жертвенника иерусалимского Храма это то, что называется "рога жертвенника", выступающие на локоть над жертвенником пристройки кубической формы. Именно их окропляет первосвященник, освящая жертвенник в Йом-Кипур. Точно так же в пасхальную ночь в Египте был проведен сходный обряд, превращающий дома в жертвенники. В полном сходстве событий мы убедимся, если присмотримся к еще одной ключевой детали той самой пасхальной службы в Египте. Ведь в египетской среде погибли первенцы. А для евреев сразу после Исхода следует заповедь: "Посвяти мне всякого первенца". Первенцы должны стать священнослужителями, а колено Леви придет им на замену потом, спустя год после Исхода. А пока еще в Египте ближайшими претендентами на должность священнослужителей являются первенцы. Они ближе всего к Всевышнему в тот момент.

Написать отзыв

Ваше Имя:


Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо           Хорошо

Введите код, указанный на картинке: